Плакат есть стрела.
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Плакат есть стрела.

Дворянин Денисов - создатель агитплаката.

Художник, которого мы знаем как Виктора Дени – пример того, как само понятие агитационного плаката в начале 20-го века в России придумали и воплотили не просто очень образованные люди, а классические аристократы.

Виктор Николаевич Денисов (1983-1946) – выходец из дворянского рода Денисовых после смерти отца воспитывался в пансионе, но не это помешало ему влиться в создание революционной прессы  1905-1906 года, а просто возраст. Мальчик изучал и историю, и философию, и мировую историю искусств. Что потом сделает его работы настолько глубокими и современными. Правда, официального арт-образования он не получил из-за бедности, но зато он учился у самого Николая Ульянова. 

Сам Ульянов учился иконописи, а также живописи у Валентина Серова (на нашем сайте его картина про 1905 год – «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?») и Константина Коровина. Ульянов стал одним из создателей новой театральной сценографии. Ему было чему учить Виктора Денисова. Возможно, что театральное искусство – оформление сцены повлияло на возникновение агитационного плаката – лаконичный символизм, доходчивые решения и конечно – зрелищность.  

Именно отсюда возникла формулировка понятия «плакат» самого художника : «Плакат должен быть ясен и прост — таков плаката пост. Плакат есть стрела — молния к сознанию зрителя, будь зрителю вроде молниеносного учителя. Взглянул зритель — мыслью объят, вот это и есть плакат!»  (Дени. «Мои мыслишки из записной книжки»)  

Но как молодой художник, который пытается вырваться из бедности, Денисов уидел отличный шанс – карикатура и шаржи в газетах. Тем более, у него перед глазами был пример – его личный кумир рисовальщик Николай Ремизов-Васильев , который пописывался псевдонимом Ре-Ми. Юноша взял себе псевдоним Дени. Солидный дебют ждал его в  газете «Голос Москвы» - она сделал шаржи на писателей Леонида Андреева и Ивана Бунина. Самый простой выход на рынок – сделать карикатуру на какого-нибудь хайпового персонажа, чтобы о тебе сразу заговорили. 

«Браво, браво, monsieur Deni! Как быстро и как ловко это сделано!» – популярнейший певец Федор Шаляпин написал на одной из его работ.  «Чрезвычайно острый тематически, общедоступный по концентрированной простоте, лаконичный по форме, Дени — настоящий газетчик. Это художник, который умеет распрямиться, как пружина, отвечая на тему дня»,— писал о нем Дмитрий Моор. 

Но газета живет один день. Поэтому следующий шаг – работать с журналами. Он начал сотрудничать с «Новым Сатириконом» Аркадия Аверченко.  Прежний «Сатирикон» откуда Аверченко ушел сам и увел ряд авторов был одним из самых интересных заповедников политической карикатуры, которой оставалось совсем немного, чтобы перейти в формат  агитплаката.  В «Новом Сатириконе» политическая острота еще больше усилилась и это не могло не повлиять на молодого Денисова.

Во время Первой мировой войны он писал карикатуры на кайзера Вильгельма, Франца Иосифа, турецкого султана, Николая Второго и прочих. Юмор его карикатур сменяется сатирическим восприятием действительности.

Когда мы говорим слово «революция» про события 1905-1917 года мы упрощаем ландшафт и может создаться впечатление, что авторы и художники, которые активно поддерживали революционные процессы автоматически становились соратниками большевиков и Ленина. А это совсем не так. «Новый Сатирикон» всячески приветствовал Февральскую революцию 1917 года, но были резко против большевиков, которые по мнению огромного числа образованных граждан пытались украсть победу и незаслуженно оседлать процесс на немецкие деньги. В 1917 г. Дени, например,  изобразил Ленина Иудой, принимающим 30 сребреников от Вильгельма II. Карикатура называлась «Верная служба – честный счет».  

Новый Сатирикон» быстро прикрыли после захвата большевиками власти, а в 1923м году Денисову пришел и счет: журнал «Красный Перец» опубликовал этот рисунок с вопросами «Кто нарисовал? Когда нарисовал?? Кого нарисовал???». Испуганный художник побежал к сестре Ленина – Марии Ульяновой за помощью и после этого бойцам из «Красного Перца» дали команду расслабиться.  Смешно, что в литературе «Красный перец», приложение к газете Рабочая Москва, характеризуется как «не пользовавшийся популярностью у читателей».

Но Дени один из первых выдающихся авторов острого политического графического высказывания кто столкнулся с отныне вечным конфликтом – при смене политики, требований и заказчика, твое прежнее творчество может быть использовано против автора. Например, со стороны конкурирующих авторов и редакций.  Самый простой пример – изменение отношения к религии со стороны правящего на данный момент класса.

Переехав в Петроград, автор сотрудничает как карикатурист с журналами «Крамольник», «Бич», с газетами «Бедняк», «Красные зори» и начала работать с плакатами.  В 1919-м им созданы такие плакаты «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала!», «Капиталисты всех стран, соединяйтесь!».

В двадцатые годы началась борьба с кулаками и Дени создает не только отдельные плакаты типа «Кулак -мироед: а какое мне дело до голодных?!», он создает сам образ врага, который благодаря лаконизму и талантливому, доходчивому решению расходится по другим авторам и медиа.  На основе  графического образа, созданного Дени, поэт Маяковский цементировал понятие в тексте:

II. Новый кулак

Кулака увидеть —

         просто —

посмотри

     любой агит.

Вон кулак:

     ужасно толстый,

и в гармошку сапоги.

Ходит —

    важный,

воло̀сья —

     припомажены.

Цепь лежит

      тяжелым грузом

на жилетке

      через пузо.

Талантливая графика плюс работа поэта, который буквально выступает в этой связке копирайтером дает потрясающе эффективный пропагандистский эффект. С тех пор для поколений советских людей фермер- кулак останется именно таким, каким его изобразили Виктор Дени и Владимир Маяковский.

К тридцатым годам Дени формирует образы «бюрократа», «вредителя» и других ситуативных врагов существующего порядка.  Вожди коммунистической партии в его плакатах предстают борцами за народное счастье, очистителями и защитниками: «Ленин, «очищающий землю от нечисти», «Трубка Сталина» (из которой вместе с дымом улетают в небеса враги).

По мере развития стиля художник обращается к достижениям передовых достижений новых художественных течений – например,  к конструктивизму – вводит яркие и динамичные надписи, использует коллаж, фотомонтаж. При этом конструктивизм – часть русского авангарда, который повлиял буквально на все течение мирового искусства и многие мощные школы национальные возникли именно под его влиянием. 

Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

«…Группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». Автором цитаты А. М. Ганом определялось, что культура новой России является индустриальной.

И заслуга Виктора Дени – в том, что он перевел индустриальные решения, книжные, архитектурные, которые уже были созданы идеологически заряженными непосредственно на службу пропаганде и агитации.  То есть, использовал самые передовые формы и средства, а также технологии изображения. Примерно, как если бы сегодня молодые художники, работающие в области агитации, использовали самые модные средства вплоть до использования искусственного интеллекта и нейросетей.

Обращение к конструктивизму, авангарду позволило художнику добиться лаконизма и убойной эффективности. Если его работы эпохи первой революции требовали внимательного рассмотрения деталей, шрифта, воспринимать пространные относительно мелкие подписи , то теперь лозунг в обрамлении ярких простых цветовых пятен можно рассмотреть издалека. И понять сразу замысел автора. 

Дени начинает коллаборацию  с не менее заслуженными и опытными художниками - Николаем Долгоруковым и Дмитрием Моором («Раздавим гадину мощным контрнаступлением пролетариата!», 1930; «Долбанём!», 1930; «Ставка интервентов бита!», 1931; «Рот фронт!», 1932; «Есть метро!», 1935; «Слава сталинским соколам — покорителям воздушной стихии!», 1937; «Кто силён в воздухе…», 1938; «Сталинским духом крепка и сильна армия наша и наша страна!», 1939;

Дмитрий Моор (автор мега-известных во всем мире плакатов «Ты записался добровольцем?» или «Помоги!» входит в сотрудничество с Денисовым не случайно. Дело в том, что после революции 1917 года  в общественном медиа-пространстве, при повальное неграмотности, развиваются два жанра плаката—«героический» и «сатирический»; оба активно развивались из понятного даже для неграмотных жанра русского лубка. Выразителями этих двух направлений, и даже создателями, забетонировавшими фундаменты были именно Моор и Дени. Когда два таких мастера, исповедующих совершенно разные вселенные, собираются вместе, то летят творческие искры по всей стране. 

Перед войной 1941 года автор становится жестче и сарказм становится совершенно гротескным: его задача вызвать отвращение к персонажам, которых он изображает – прежде всего к Гитлеру: («Лицо гитлеризма», 1941; «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», 1941; «Сталинград», 1942; «Молниеносная война», 1942; «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!», 1943; «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», 1943; «Для немцев страшные вещи „мешки“ и „клещи“», 1943; «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник», 1944

Он был чрезвычайно популярен как создатель того, что сегодня назвали бы «мотиваторами» - плакаты, которые обращаются непосредственно к личности, совести человека, к целевой аудитории. Его плакат про рабочего, станок и снаряды, которые летят прямиком в свастику,  вешали над реальными станками на производствах, кующих Победу. 

И в какой -то момент художник резко сменил цветовую гамму – его настигло ощущение грядущей победы над фашизмом и он с красно-черной выразительности перешел к многокрасочной палитре: «С праздником на нашей улице», 1943; «Разная картина — вид Москвы и вид Берлина», 1944 и др.). Одной из последних работ Дени стал плакат «Красной Армии метла нечисть вымела дотла» (1945).

В 1946 году Виктор Николаевич Денисов умер в Москве. 
Виктора Денисова Дени называют и сейчас одним из основоположников советского политического плаката, оказавшим влияние на последующие поколения плакатистов.

 

Игорь Мальцев