Литиздат ПУРа
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Литиздат ПУРа

Первые литографии, ознаменовавшие послеоктябрьский период развития русского плаката, были выпущены издательством Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р. К. К. и К. депутатов в 1918 году. С осени 1918 года возникли фронты Красной армии, начался подъем внутренней контрреволюции. Нащупав в литографии средство, способное организовать массовое сознание, революция не могла не использовать его в своей борьбе. Потребности, выраставшие вместе с организационным ростом республики, заставили реконструировать и расширить издательские аппараты нового советского государства. Издательство ВЦИК было поглощено Государственным Издательством, с центральным управлением в Москве. Издательство Ленинградского Совета преобразовалось в Ленинградское Отделение Государственного Издательства. Всероссийское бюро военных комиссаров реорганизовалось в Политическое Управление Реввоенсовета республики (ПУР), именно там возник литературно-издательский отдел целью которого было обслуживание Красной армии. На фронтах стали возникать филиалы Литиздата Пура — редакционно-издательские отделы фронтов и армий. Российское телеграфное агентство (Роста), раскинувшее сеть своих отделений в крупнейших центрах республики, также одной из своих основных задач поставило агитацию и пропаганду. Тем же целям служило центральное агентство по распределению произведений печати ВЦИК (Центропечать) с региональными отделениями. Позднее, в 1920 году, вся агитационно-пропагандистская работа была подчинена объединяющему руководству Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет).

Уже к 1919 году новая республика была покрыта сетью издательских аппаратов. Главнейшая задача их заключалась в организации сознания трудящихся масс для противостояния врагам. Поскольку центральная роль в этой борьбе принадлежала Красной армии — видное место в истории печатной агитации и пропаганды было обеспечено за Литиздатом Пура. Литиздат Пура и стал основным продолжателем плакатной работы, основы которой были заложены издательством ВЦИК. Совместными усилиями перечисленных выше организаций за годы войны был создан русский революционный плакат.   

С 1 июня 1919 г. в составе ПУР начал функционировать Литературно-издательский отдел (Литиздат), послуживший основой современного Государственного Военного издательства (Воениздата) - «для объединения и планомерной организации литературно-издательского дела, имеющего целью снабжение Красной Армии литературой».

Права как самостоятельного издательства были закреплены приказом РВСР от 25 октября 1919 года. Литиздат работал под контролем Госиздата и по общему плану, распоряжался выделенными типографиями и литографиями, бумагой и другими материалами. После выхода приказа РВСР выполнение заказов Литиздата было поручено типографиям — бывшие братьев Евдокимовых, И. Д. Сытина,  К. И. Чероковой и некоторых других.

«Технические условия, в которых развивался революционный плакат, менее всего благоприятствовали его созданию. Этого не следует забывать при оценке результатов работы, производившейся в обстановке свирепого голода и жесточайшей хозяйственной разрухи. В эпоху военного коммунизма были взяты на учет каждый клочок бумаги, карандаш, плиточка краски. Это значит, что материалы исчезли из обращения; получить что-либо нередко оказывалось трудным до чрезвычайности. В зимние долгие месяцы, когда города, лишенные топлива, промерзали так, что вода исчезала из кранов и застывала краска в тюбиках, нужен был исключительный порыв, чтобы в таких условиях не бросить начатого дела. Эти обстоятельства, преодоленные в стадии подготовки рисунка, выступали на сцену, когда оригинал направлялся в литографию. У литографов, работавших в температуре, нередко доходившей до 6—8°, распухали пальцы от прикосновений к холодному литографскому камню, покрывалась трещинами кож на руках, делались неподвижными суставы, — и работа падала из рук. - В.Полонский «Русский революционный плакат». 1925 год

  Дела пошли быстрее с ноября 1919 года, когда появилась возможность использовать и типографию - бывшую А. С. Суворина - в Нижнем Новгороде, сохранившую высокие мощности. Здесь печатали главным образом учебные пособия для красноармейцев. Возглавлял Литиздат известный критик и публицист Вячеслав Павлович Полонский (1886—1932).

В составе Литиздата были образованы три редакции — военно-политическая, военно-техническая и военно-педагогическая. В военно-политической работали маститые военные и партийные деятели —  Р. П. Катаян, В. А. Антонов-Овсеенко, М. С. Ольминский, П. М. Керженцев. В первые месяцы после организации эта редакция выпустила много военно-агитационных материалов — листовок, плакатов, лубочных картин. Ставшие уже классическими плакаты художников В. Н. Дени, Д. С. Моора, H. Н. Когоута, Б. Е. Ефимова, М. М. Черемныха, А. П. Апсита, Н. Кочергина, порой сопровождались стихами Демьяна Бедного и В. И. Лебедева-Кумача. В 1922 году художнику Д. С. Моору в специальном приказе Реввоенсовета Республики была объявлена благодарность за «героическую работу по роду его оружия: карандаша и кисти». Особенно любил народ листовки с текстами Демьяна Бедного - «Большая штука — наука (частушки Западного фронта)», «Манифест барона фон-Врангеля», «Обманутым братьям в белогвардейские окопы». За литературную деятельность в годы гражданской войны Демьян Бедный награжден орденом Красного Знамени. Множество авторов плакатов того времени остались безымянными

За первый год с 1 июня 1919  по 1 июня 1920 Литиздат выпустил порядка 60 плакатов тиражом от 25 до 100 тысяч экземпляров каждый и 59 листовок тиражом 100—500 тысяч экземпляров. В том числе и для агитпоездов. Книги и брошюры агитпропаганды для армии выпускал агитационно-пропагандистский отдел Госиздата, поэтому в списке изданий Литиздата за 1919 год такая литература почти отсутствовала. В 1919 году началось издание серии «Библиотека красноармейца», в которую вошли четыре брошюры, в том числе «За что воюют рабочие и крестьяне» Г. Горского и «Как Советская власть заботится о красноармейцах и их семьях» С. А. Гарина. В 1920 году стартовала польская кампания, в связи с этим выросла потребность в военной агитационно-пропагандистской литературе. Литиздат самостоятельно от Госиздата приступает к ее выпуску - С. С. Кислянского «Фронт и тыл в борьбе с польскими белогвардейцами», М. П. Павлович «Война с польскими панами». Для Западного фронта на четырех языках (русском, польском, белорусском, укр-ском) тиражом 75— 100 тысяч экземпляров выходит книга Тадеуша Радванского «Правда о войне Польши с Советской Россией». Хитом среди красноармейцов становится «Спутник красноармейца», изданный тиражом 250 тысяч. Этот справочник содержал в себе текст Конституции РСФСР, программу РКП (б),  биографии отцов основателей и активных деятелей международного революционного движения, статьи о задачах Красной Армии, уставные требования, табель-календарь исторических событий и полезная информация. 

Не только Литиздат Пура, созданный для военной агитации, но и гражданские издательства работу вели под боевым углом зрения. Необходимо подчеркнуть, что милитарный, воинственный дух, пронизывая нашу прессу, агитацию и пропаганду, вздымался из глубоких недр коллективного сознания, продиктован был инстинктом классового и национального самосохранения. По содержанию и внешнему виду многие плакаты, выпущенные Государственным Издательством, Роста, Главполитпросветом и другими не военными учреждениями, мало чем отличались от военных плакатов, хотя задачи этих издательств, охватывавшие все потребности созидавшегося быта, были неизмеримо шире задач, поставленных Литиздату Пура. - В.Полонский, там же

Так же Литиздат взял на себя ответственность по ликвидации безграмотности и повышению уровня образования среди воинов Красной армии. В виде книг и брошюр выходили программы для красноармейских школ 1, 2 и 3-й ступени по родному языку, истории, обществоведению и природоведению. Воевать вечно было невозможно, зрела необходимость подготовить солдат и командиров к миру, в первую очередь к труду. Демобилизованные должны были стать живой пропагандой советского образа жизни в деревне, организаторами кооперативов, инициаторами введения современных методов работы в сельском хозяйстве.

На городских фабриках и заводах вчерашние бойцы должны были оперативно перестроиться для работы на самых сложных участках. В связи с этим, военно-политическая редакция Литиздата с 1920 года. начинает выпуск книг, посвященных экономике и хозяйственной политике новой страны: «Как Советская власть хочет облегчить положение крестьян» С. С. Кислянского , «О войне трудящихся с разрухой», «Организация народного хозяйства РСФСР, ВСНХ и профсоюзы» В. А. Трифонова, и прочие

Военно-техническая редакция Литиздата  по сравнению с другими отделами провисала по объемам работы. Это были в основном краткие руководства, такие как «Действия в горах», «Памятка орудийному начальнику легкой артиллерии». И если в 1919 году выпускаемая литература составляла 10 процентов от всего объема Литиздата, то второй половине 1920 объем увеличился до трети. Это было связано с наступлением периода систематической и основательной военной подготовки рядовых и командующего состава. Ответом на развитие авиации стало создание в 1918 году Издательства Воздушного Флота,в 1920 оно было переименовано в «Авиаиздательство», что официально закреплено приказом РВСР в сентябре 1920 года. Оно также подчинялось Литиздату ПУР по редакционным и финансовые вопросам, по административным отвечало перед начальником Главного управления Рабоче-крестьянского Воздушного флота. 

Всего за полтора года с 1 июня 1919 года по 1 января 1921 Литературно-издательский отдел ПУР выпустил около 30 миллионов экземпляров разных изданий: свыше 6 миллионов книг и брошюр, порядка 13 миллионов листовок и призывов, до 6 миллионов плакатов и лубочных картин, 300 тысяч военно-научных таблиц, 1,5 миллиона открытых писем, свыше 3 миллионов - газет и журналов.

Темы плакатов, изданных Литиздатом Пура (по списку, составленному руководителем В.Полонским в 1925 году): 1) посвященные обороне Москвы, 2) Петрограда, 3) Тулы, 4) Урала; 5) направленные против Деникина, 6) Юденича, 7) Врангеля, 8) Колчака, 9) Польши; 10) плакаты, обращенные к польским солдатам — на польском языке, 11) к украинцам — на украинском, 12) к народам Кавказа — на кавказских языках; 13) плакаты, направленные на борьбу с дезертирством, 14) борющиеся с трудовым разгильдяйством, 15) рисующие зверства белых, 16) раскрывающие вожделения белогвардейцев, 17) разоблачающие хищничество Антанты, 16) поясняющие необходимость отвоевания занятых белыми территорий; 19) плакаты, посвященные международному единению пролетариев, 20) первомайскому празднику, 21) годовщине Октябрьской революции, 22) движению женщин-работниц, 23) движению молодежи; 24) направленные против церкви, 25) призывающие сдавать оружие, 26) пропагандирующие идеи всеобщего военного обучения, 27) предостерегающие против шпионов, 26) зовущие к борьбе с нечистоплотностью, 29) взывающие о помощи больным и раненым красноармейцам, 30) вербующие добровольцев, 31) приглашающие рабочих идти в кавалерию. Наконец, когда наряду с военными заботами возникали вопросы подъема хозяйства и развития просвещения, на улицу выбрасывались плакаты: 32) с трудовыми лозунгами, 33) посвященные борьбе с неграмотностью, 34) сохранению и улучшению транспорта, 35) финансовым нуждам страны, 36) культурно-просветительным и хозяйственным потребностям деревни, и много других.

Мария Мальцева-Самойлович.