Лазарь с хэшттегом
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Лазарь с хэшттегом

  Раз в сто лет, ровно сколь длится условный век человека, люди изобретают заново велосипед и радостно носятся со своими «открытиями» с физиономией первооткрывателей. Просто «коливинг» звучит по их мнению изящнее, чем «коммунальная квартира» или «общежитие». Те, кто поумнее, чаще всего это люди поколений постарше, обращаются к открытиям и изобретениям предыдущих поколений, перерабатывая их соответственно изменившимся обстоятельствам и среде обитания, но проявляя уважение к именам прошлого. 

Жилые космические станции, сады и огороды на плоских крышах, многозальные кинотеатры, города на опорах, экологический подход к строительству и организации урбанистического пространства — нет, это не повестка круглого стола фестиваля «Урбанино» 20-ых годов 21 века. С хештегом «модно_молодежно». Кстати, про хештег...

«Нас поймут через 100 лет» - так называлась первая выставка Лазаря Хидекеля в Минске, которая прошла как раз спустя 100 лет его поступления в художественную витебскую школу. Архитектор, последователь супрематизма, художник, человек открывший космос, чтобы по-новому увидеть пространство Земли, родился в семье архитектора Мордуха Ароновича Хидекеля в Витебске в 1904 году. В конце 1910-ых этот небольшой городок был центром международного авангарда, одной из основных площадок которого была Витебская народная художественная школа Марка Шагала, где преподавали Мстислав Добужинский, Эль Лисицкий и Казимир Малевич. В 14 лет Лазарь поступает в школу и особое внимание уделяет курсу проекционного черчения Эль Лисицкого. Систему супрематизма подростку преподает Казимир Малевич. Первый и последний выпуск школы состоялся в мае 1922 года. До выпуска ученики и учителя успели придумать авангардное художественное объединение УНОВИС, чья кратковременная деятельность стала знаковым этапом в истории мирового авангарда, повлиявшего на возникновение ряда радикальных преобразований традиционного художественного языка. 8 из 10 выпускников ВНХШ были членами УНОВИСа. В 1922 году  Н. Суетин, И. Чашник, Л. Хидекель, Л. Юдин и Н. Коган вместе с несколькими студентами младших курсов уезжают в  Петроград. Так называемая Витебская группа вошла в структуры созданного и руководимого Малевичем ГИНХУКа (Института художественной культуры). 

Уже в 16 лет Лазарь возглавил архитектурную мастерскую УНОВИСа. Первое, что по воспоминаниям сына Хидекеля, спросил Марк Шагал встретив своего ученика в 1973 году в Ленинграде: Лазарь, ты был таким талантливым художником, почему ты стал архитектором? 

Уже в 15 лет Хидекель выставлялся с зрелыми мастерами - П. Кончаловским,  А. Экстер, В. Кандинским, А. Родченко, К. Малевичем, М. Шагалом. Студенческая работа «Проект рабочего клуба» от 1926 года вошла в историю архитектуры и авангарда как первый супрематический архитектурный проект. Правда в одном немецком журнале Казимир Малевич пытался выдать этот проект за свой, но кто же помнит. В ГИНХУКе под руководством Малевича начинается работа над объемостроением. Плоскостные изображения становятся планами объемных тел. На первой отчетной выставке ГИНХУКа, летом 1924 года выставляются планиты (графические изображения супрематических сооружений). На второй, летом 1926-го — архитектоны (гипсовые архитектурные модели). 

«Черный квадрат вырос в архитектуру такими формами, что трудно выразить вид архитектуры, принял такой образ, что нельзя найти /его форму/. Это форма какого-то нового живого организма» - Казимир Малевич

Лазарь Хидекель был единственным архитектором в супрематизме, при этом в 1927 году Малевич закончит линию развития супрематизма, приведя его к архитектуре. Его супремусы обрели объем в проунах Эль Лисицкого, но материализовал их именно Лазарь Хидекель. Серьезное образование Хидекель получил в Петроградском институте гражданских инженеров, не теряя связи с Малевичем и ГИНХУКом, помогает его членам осваивать приемы построения перспективы, которым его научили в институте. Некоторые графические архитектоны и планиты, выполненные в перспективе, чертил именно Хидекель, помогая не умевшим строить перспективу Малевичу, Суетину и Чашнику. В ПИГИ в те годы полностью сохранялась традиционная система преподавания, основанная на штудировании классических образцов и выполнении учебных проектов в различных стилях. 

Малевич мечтал о «планитах для землянитов», которые будут обитать в космосе, у Хидекеля «земляниты» были намного ближе. Города будущего это земные города на столбах, города над водой, откуда жители спускаются на землю на лифтах. Хидекель еще студентом пережил серьезное наводнение в Ленинграде, его ответом в 1925 году стал проект «Надводный город». Затем «Аэрогород», который жители могли бы использовать в качестве укрытия от наводнения, он как Ноев ковчег поднимался вместе с уровнем воды, и опускался, когда вода уходила. 

Его первыми самостоятельными архитектурными работами стали постройки первого в СССР Радиотеатра (1928), Дома радио, электростанции и соцгородка на Невской Дубровке (1930-1933). В Социалистическом городке для рабочих Дубровской электростанции в Кировском районе было возведено несколько жилых домов, бани, магазин, были задуманы Дом культуры и стадион. Все было уничтожено бомбежками во время Великой Отечественной. Среди проектов Хидекеля - курсовой проект "Коллективное жилище" (1927), студенческий дом-коммуна (1929-1930, совместно с Н. Калугиным и М. Свисчевской),  И тем не менее, из всех авангардистов Хидекелю больше всего повезло воплотить свои супрематические мечты в реальность. Вероятно, именно потому, что архитектура очень сложная наука, намного ответственнее и серьезнее, чем оформление театральных сцен и декорация Зимнего дворца к Первому мая.

Для проекта трехзального кинотеатра «Москва» в Ленинграде (Адмиралтейский район, Старо-Петергофский проспект, 6), первого многозального кинотеатра в мире,  Хидекель берет за основу проект Аэроклуба, придуманный им в 1924 году.  "Аэроклуб" в свое время стал  первой объемной супрематическая композицией, где не только показаны оконные и дверные проемы, но выявлена толщина стен. С одной стороны «Москва» - это сталинский неоклассицизм, но в котором угадывается крестообразная структура, открывающаяся при взгляде на строение сверху. Тут стоит упомянуть, что кинотеатр был построен на месте уничтоженного в 1929 году храма Святой Екатерины. Но крест для Лазаря был символом далеким от религии  — его «Желтый крест» так же узнаваем, как «Черный квадрат» Малевича, как мы помним, помещенный на первой выставке вместо иконы в красном углу. В 1967 кинотеатр «Москва» был отнесен к категории объектов культурного наследия регионального значения. Это было первое прижизненное признание Лазаря Хидекеля как мастера архитектуры. В 2001 году здание включено КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Крупными работами Хидекеля стали также здания школ, Ленинградского института гражданских инженеров (ЛИСИ) и Гидрометеорологического института на правом берегу Невы. Под влиянием Хидекеля в ленинградской архитектурной школе возникает направление супрематического конструктивизма.

«С открытием внутренних, скрытых сил природы зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой — Лазарь Хидекель, статья «Путь УНОВИСа» в журнале УНОВИСа «Аэро», 1921

Несмотря на то, что Хидекель абстракционист, чьи мысли обращались к космосу, полетам к другим планетам, и обзору земной плоскости с аэро-точки зрения, его можно назвать истинным зеленым архитектором. Вернувшись из космоса, начинаешь ценить хрупкий мир на планете Земля. Отсюда его проекты городов на опорах, например. Еще в 1928 году в журнале «Наука и техника» публикуется его статья  «Плоские крыши», в которой он пишет, что плоские крыши можно использовать как дополнительную рекреационную площадь. В том числе пишет о создании на крыше садов. 

«Такие архитекторы как Заха Хадид, Даниел Либескинд признают, что влияние супрематизма было решающим в их творчестве. Идеи супрематизма были также использованы в работах учеников Лазаря Хидекеля, в том числе в проекте «Аполлон-Союз» — проекте поселений на Луне в 1970-е годы ахитекторов Марка Хидекеля и Олега Романова. Проект был создан, когда налаживалось сотрудничество в космосе между США и СССР. Когда мы уже уехали из Ленинграда и поселились в Нью-Йорке, Марк Хидекель создал такие проекты, как вертикальный хайвей, а также город-мост, основанные на принципах супрематизма и идеях аэрогорода. Идея создания города на опорах актуальна и сейчас.» - Регина Хидекель, президент «Общества Лазаря Хидекеля».  

С 1934 года Лазарь Мордухович Хидекель — руководитель мастерской Ленпроекта. В войну работал главным архитектором института «Механобр», эвакуированного на Урал и проектировавшего в те годы танковые заводы. После войны преподавал архитектуру в Ленинградском инженерно-строительном институте. Хидекель оставил заметный след в преподавании архитектурной дисциплины, создав свою уникальную школу, свой особенный почерк и методику преподавания.

«Наряду с художественными работами Хидекеля, особый интерес представляют его футурологические архитектурные проекты. Ведь он был одним из первых архитекторов, стремившихся при проектировании учесть такой важнейший фактор, как экология. Еще в 1920-х годах он говорил о том, что противоречия между цивилизацией и природой должны быть решены в гармоническом единстве: развитие цивилизации при сохранении природы. И эти взгляды - беречь природу и защищать человека через создание экологических архитектурных проектов - он пронес через всю жизнь». -Регина Хидекель, президент "Общества Лазаря Хидекеля"

"Общество Лазаря Хидекеля" учредило специальную премию и каждый год вручает ее молодым архитекторам за экологические и инновационные решения. Символом премии стала хрустальная поверхность, на которой высечена композиция Лазаря Хидекеля "Рассечение черного квадрата". Это напоминание о словах, которые Хидекель сказал Малевичу после создания "Черного квадрата", когда казалось, что этим произведением в супрематизме все сказано: "Нет, Казимир Малевич, мы ваш квадрат рассечем, и это будет продолжением".

Скончался Лазарь Хидекель 22 ноября 1986 года в Ленинграде. Похоронен на кладбище посёлка Комарово.

В 2018 году в Петербурге была открыта первая в России персональная выставка Лазаря Хидекеля. Его потомки живут и работают в Америке.

А что с хештегом? Присмотритесь внимательнее, ведь это вовсе не решетка, а целый футуристический город. Только для того, чтобы это увидеть, надо подняться в космос или стать птицей. Изменить свою точку зрения и с этой точки протянуть линии. Такой линией для Лазаря Хидекеля и стала вся его жизнь. 

Мария Мальцева-Самойлович.