Боевой карандаш, от оттепели до конца
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Боевой карандаш, от оттепели до конца

Никита Сергеевич сказал «надо», и художники ответили «есть»! В 1956-ом. Когда «Боевой карандаш» третий раз был призван на фронт агитпропаганды. Виной тому, сколь это ни странно, был вовсе не Хрущёв. Виной тому был действующий 34-ый (1953-61) президент США, генерал армии Дэвид Дуайт Эйзенхауэр. 

Однако, давайте уже по порядку.

Мы здесь про пропаганду, вот и начнём с «плакатиков».

Это так пренебрежительно отзывалась о них, о советских агитационных плакатах, творческая советская интеллигенция. Что ж... По прошествии времени приходиться признать — судьба не лишена иронии. «Плакатики», все как один, не только не утратили актуальности, но ещё и прилично прибавили в политическом, историческом весе. При условии, между тем, некоторой, весьма присущей поздней Советской власти травоядности.

«Какая ещё травоядность!»

«У демонов краснопузых!»

Поспокойнее, граждане. Поспокойнее. Сейчас разберёмся. А то, вдруг — ошибочка какая вышла. И «плакатики» те — сущая ерунда на верчёной палочке. На палочке. Да. Ерунда. Очёчки розовые снимаем, пожалуйста, чтобы «плакатики» получше рассмотреть.

Жозеф Ефимовский, график, карикатурист, плакатист, ученик Осипа Авсияна (его работы хранятся в Симферопольском художественном музее), 27 лет непрерывного, как раньше говорили, стажа в послевоенном «Боевом карандаше». На его личном счету 600 агитплакатов. Был бы лётчик, весь бы самолёт в звёздах. Он, кстати, вот как отзывался о «Боевом карандаше»: «Всё хорошо придуманное и сработанное принималось и печаталось». Вот и проверим: «Где бы еще поджечь?..» (1968) — такую харю увидеть, склонившуюся над глобусом, с ядерно-ракетным тлеющим факелом в ручище, не приведи господи, особенно, если к ночи. Что он там рассматривает, этот стрёмный чел в форме с лейбаком «US»? Полюбопытствуем. Вьетнам — уже горит, прямо таки полыхает. Африка, Ближний Восток — приготовиться. Индия — на разминочку, на разминочку, нечего под баньянами рассиживаться! 

Что тут сказать?

«Плакатик», судя по всему глубоко лживый. Ведь так? Ведь повсюду, где с небес всматривается в жизнь людскую этот стрёмный чел, царят «мир, благополучие и справедливость». Автор, кажется, ничего не перепутал? Помниться, в малоизвестном городке Асунсьон, где-то в Латинской Америке, лет двадцать верных висел себе никем не срываемый лозунг: «Стресснер — это мир, благополучие и справедливость!» Тоже, тот ещё «плакатик». Только другой...

Разобрались, верно? Перед нами образец «вредоносной коммунистической пропаганды». Идём дальше.

Владимир Гальба, известнейший советский график-сатирик, выдающийся иллюстратор и мастер политической карикатуры, а ещё замечательный анималист и личный враг Гитлера (об этом отдельно). Уроженец Харькова, с двух лет и до конца жизни — ленинградец, пережил блокаду и в общей сложности проработал в «Боевом карандаше» без малого 45 лет. В 1942-ом буквально, на линии фронта, доказал что «сатира убивает», нарисовав крайне неприличные портреты «фюрера немецкой нации» — в кителе, но без брюк, в состоянии возбуждения в 1941-ом и в состоянии убывания того возбуждения в 1942-ом. Портреты были выполнены на огромных, сшитых  простынях, метра три на четыре каждый. И ночью закреплены на уцелевших столбах фрицам на обозрение. Фрицы по утру открыли по простыням шквальный огонь, кинулись их сдирать штурмовой командой, наши снайперы их и встретили и проводили. До места тихого, покойного.

Примерно так становятся «личным врагом Гитлера». Гальбу полагалось по мысли Геббельса «повесить на фонарном столбе, как только доблестные немецкие войска войдут в большевистский Ленинград!» К слову, пустоголовая википедия пишет (омерзительно так, буковками) про Владимира Гальбу: «В российских текстах получивший статус «личного врага Адольфа Гитлера». Сволочи. Что с них взять. А взять бы надо, и полной мерой.

Ну, так  хорошо.

Мы же разбираемся с «красными агитками».

Давайте посмотрим, что это за такой известнейший «плакатик» Гальбы.

О! «Прожорливая НАТОчка» (1976): «Монополисты и магнаты вовсю «подкармливают» НАТО... Неужто в счет своих доходов? Да нет, за счет своих народов!» Совершенно отвратительного вида существо возраста младенца, в пинетках, с ядерной соской на животе и оголовком авиабомбы заместо волосяного пучка, натурально жрёт пастью ненасытной с ложечки протянутой золотые монеты... На руке кормящей, вернее, на манжете, трогательная, небезызвестная несчастному миру, черепушка с фуражечек «электрических войск».

Насквозь лживый плакат.

Просто пробу ставить негде!

Особенно — на «младенце» и «кормильце».

Вот же коммунисты треклятые...

Злобные «карандашисты»...

Впрочем, дадим ещё один шанс. Гуманизм и всё такое. Этакое. Смотрим, скрипя зубами.

Фёдор Нелюбин, график, иллюстратор, плакатист. В «Боевом карандаше» оттрубил 30 с лихом дет. Выходит, продукт системы — бдительность, бдительность и ещё раз бдительность — сейчас всех нас будут вводить в заблуждение. За ручку... «Ракетоносец» (1980) — «Подобный товар капиталу в угоду ложится на плечи простому народу. Бюджет пожирая, в копеечку станет — кто руки погреет, кто ноги протянет». Дивно. Типичнейший американский реднек-трудяга-пахарь прёт на своей спине ворох стратегических, баллистических ракет, прёт, на ходу загибаясь, а впереди него гордо вышагивают генерал с капиталистом. Мда... Просто стыд какой-то... Бессовестный поклёп на западных людей... «Авианосец» (1981) —  «Дядя Сэм в чужие страны нос сует свой постоянно...». И дядя Сэм в цилиндре со «звёздно-полосатым», и взлетающие с его авианесущего носа самолётики, всё это как-то пошло, правда? Ну откуда у него такой нос? И откуда на носу самолётики? Ложь. Чистейшая большевистская агитика. И, кстати!!! Тот реднек, он ни в жизнь столько ракет зараз не поднимет. Это британские учёные доказали.

Ууууу!!!!!

Ненавистные краснопузые...

Ещё смотреть??? Ну, если только один! Два... Ой!.. Это тот неприятный Ефимовский,  с которого всё началось... (1986): «Над нами нависла угроза со стороны Никарагуа!» — «Уж вот кому кричать-то нет резону. Ведь знаю все — и взрослые и дети: никто не угрожает Вашингтону. Он сам — угроза миру и планете». Опять дядя Сэм, милый, милый дядя Сэм, изображён каким-то инфернальным господином, тычущим пальцем в объёмную карту c крохотной Никарагуа. И зачем она ему? Он же всегда тыкал пальцем в такую, там, которая побольше, вся красная, что ли?.. 

Стоп!!! 

Это опечатка!!!

Этого всего не может быть!!!

Мы начали, помнится, с Хрущёва и Эйзенхауэра, вот и продолжим, в том же духе. Чтобы жизнь протеиновым батончиком не казалась, и чтобы последние сомнения в травоядности и каком-то запредельном миролюбии советской агитпропаганды развеялись. В головах. Обезжиренных телемылом последних тридцати лет.

Вся Америка в страшном смятеньи.

Эйзенхауэр болен войной.

Но в публичных своих выступлениях

Говорит, что за мир он стеной.

Пой, ласточка, пой.

Мир дышит весной.

Пусть поджигатель шипит и вопит,

Голубь летит.

Сделаем отступ в историю.

Небольшой, как будто поехали отдохнуть.

В Евпаторию.

Не только лишь один Велюров из «Покровских ворот», он выступал орудием и рупором, весь советский народ в 1956-ом (год третьего пришествия «Боевого карандаша») был прекрасно осведомлён касаемо внешнеполитических проделок старика Айка (Ike) — в то время люди у нас вообще лучше понимали в «происходящем на международной арене». И тем больше горечи те проделки нам доставляли, чем чаще приходилось вспоминать — это же бывшие, мать их, союзники! А ещё Эйзенхауэр был награждён высшим советским военным орденом «Победа» — 5-го июня 1945-го, «за выдающиеся успехи в проведении боевых операций большого масштаба, в результате которых была достигнута победа Объединённых наций над гитлеровской Германией».

И вот такой вот славный парень, а вернее, славный старикан (в 45-ом Айку 55), с размаху «ложит» первому в мире государству рабочих и крестьян, крепкую такую свинью. Или, сказать точнее, свинью за свиньёй. Все как на подбор, крепкие. И тут, пожалуйста, без иллюзий. Очень любят глубоко-европейские и всякие-заокеанские «братья» нам предъявлять и неслыханную жестокость в военное время, и дикое варварство в мирные времена, вот только дивную аббревиатуру «Разоружённые Силы Неприятеля (Disarmed Enemy Forces (DEF)», для немецко-фашистских военнопленных, придумал в марте 45-го именно он, Айк. И он же добился их, и аббревиатуры и «новшества», внедрения в жизнь. С того самого момента на фрицев и иже с ними, попавших, с удовольствием превеликим сдавшихся в плен к американцам,  не распространялись условия Женевской конвенции по правам военнопленных, а значит, их можно было не кормить, не лечить, и дохнуть они могли свободно, добровольно, в любых желаемых количествах. И дохли.

Не то чтобы за «пожалеть солдат вермахта» речь. Чёрт бы с ними. Всех их в ад. И добавить градуса. Но! Знать инициатора идеи — всегда полезно.

Не Париж ли столица Франции?

Нет. Не Париж...

Не красные такое удумали.

Отлично. Прекрасно. Продолжим. Айк был одержим. Красной угрозой. Это в его бытность главнокомандующим американскими войсками в Европе был подготовлен один из первых планов нападения на СССР — Totality. Ничего личного, президент Трумэн приказал, солдат Эйзенхауэр исполнил. 20-30 атомных бомб на 20-30 советских городов. Исключительно для общего спокойствия. Такое не стоит принимать слишком уж близко к сердцу. Америка встревожена... СССР должен понять...

Планов будет много, не менее девяти. Аппетиты будут расти. Айк будет их всей душой поддерживать. В условно финальной версии переустройства мира по-американски через войну с СССР (Operation Dropshot — утверждён 19-го декабря 1949-го Комитетом начальников штабов США) предлагалось сбросить 300 ядерных бомб (и для некоторого закрепления результата — 29 тысяч фугасных) на 200 целей и 100 городов Советского Союза для того чтобы «одним ударом уничтожить 85 процентов промышленного потенциала Советского Союза». 

Союзники — это важно.

«Союзники» — это навсегда.

Пропаганда — это важно.

Пропаганда — это навсегда.

Нам бы проснуться. Нам бы провести, в Манеже что ли, грандиозную выставку ПРАВДЫ. Вот так было. И мы о том говорили, предупреждали. Вот так стало. И мы о том...

Так удобно, так безопасно тыкать в заколоченную дверь «Боевого карандаша» Ленинграда. Улюлюкать под окнами. Клеить на обветшалые стены всякие фенечки пацифистские. 

Как бы прятаться в тех стенах не пришлось. От собственного безумия. И от стыда за высказывания в духе: «Вся эта дрянь на вроде «Крокодила»...» Конечно, сатира на пороки общества у «карандашистов» была. Вплоть до последнего дня. Вплоть до закрытия. И, надо признать, пороков тех хватало. И воровали, и разгильдяйство цвело, и круговая порука и прочая несусветная дрянь. А это, позвольте, только у нас было? А... тогда, конечно. Тогда — дрянь дело.

Нет, сестрицы и братцы. Ленинградцы нам такого позора, если что, не простят. Про улюлюканья, может, и не спросят — кто без греха, шаг вперёд. А вот за историческую слепоту спросят по полной. И те, кто пережил блокаду и воевал, и те кого называют детьми войны и послевоенного времени, они же бить будут не по «общим представлениям», а сразу по морде. И коль всё, что они нарисовали оказалось ПРАВДОЙ, где гарантия что не встретят они нас лично в царстве ином?

И будем мы мычать, в духе Данелии, мол: «Всё негативное, что советская пропаганда говорила о капитализме, оказалось правдой и даже хуже... А мы не знали... Нас обманули...»

Но, «карандашистам» такое не прокатит.

Потому — давайте-ка задумаемся.