Двери для РОСТА
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Двери для РОСТА

В любом масштабном культурном проекте есть моменты, когда заявленные цели и задачи вдруг получают иное измерение. И становится понятно, что вот именно сейчас мы собственными руками прикасаемся к истории…даже не искусства и не пропаганды, а истории всей страны. Так происходит сейчас с проектом «Искусство пропаганды», когда мы приступили к работе с Государственным архивом РФ, который оказался крупнейшим хранителем работ художников, трудившихся над созданием уникального проекта, которые принято называть «Окна РОСТА». 

Владимир Маяковский как художник и поэт, Алексей Левин, Михаил Черемных, Амшей Нюренберг, Иван Малютин, Владимир Роскин, автор текстов Рита Райт, Антон Лавинский и другие.  При этом нам с популярнейшим фотографом Геннадием Авраменко, который трудился в архиве,  вручили не «плакаты» , а оригинальные  авторские листы – составные части  «Окон», некоторые из который состоят из восьми-двенадцати частей. 

Это непередаваемое чувство – когда ты очень аккуратно ставишь на пюпитр для фотосъемки лист, который сто три года года назад разрисовывал сам Владимир Маяковский лично. Или Михаил Черемных, у которого в агитационно-плакатном деле буквально статус культового художника. 

Сто три года! А краски, формы и даже многие темы – как будто это 21й век- ничто не кажется устаревшим, «немодным», «так уже не рисуют». Еще как рисуют – даже современная поп-культура и реклама вышла с этих почти невыцветших листов. 

 

По науке – наименее стабильный цвет – красный. Так уж получилось, что первым всегда выцветает красный пигмент. Но тут оказалось все не так – чаще всего выцветают подписи, сделанные черным.  Как будто время хочет показать оригинальность образа и замысла художника без привязки к тексту столетнего политического хронографа.

А дальше началось полное погружение в полученные материалы. Казалось бы – про Окна РОСТА знают все, причем, с детства. То есть, если человек в чтении литературы, хотя бы из-за школьной программы дошел до Маяковского, тут же всплывут «Окна РОСТА». Более того – начинает казаться, что именно Маяковский сделал все Окна РОСТА и буквально для каждого написал гениальное стихотворение. Это восприятие и величие Маяковского в рамках русской-советской поэзии во многом сыграло с «Окнами» дурную шутку.   Дело в том, что  школа «маяковсковедения» у нас богатая и весьма научная – ни одно написанное Маяковским слово не прошло мимо ученых и такого не было, чтобы слова эти не попали в академические сборники, были изучены со всех сторон, оценены, описаны и каталогизированы. С «Окнами» это совсем не так.  И получается, что в академических сборниках вы можете найти буквально все, что Владимир Владимирович написал в рамках проекта РОСТА, а самих изображений…там нет. Потому что академическая литература – не совсем место для репродукций картинок. То, что встречается в связи с Маяковским весьма разрозненно, обычно в черно-белой репродукции самого низкого качества. Это тоже можно понять – см. выше.  То, что можно найти в сети это обычно самые известные плакаты, которые не только неверно аттрибутированы, но и не показывают разнообразие стилей, художественных техник, авторских подходов, которое становятся очевидны при внимательном рассмотрении качественных репродукций с оригиналов. И вообще сливается в некий красно-черный ряд каких то непонятных изображений каких-то людей, среди которых в лучшем случае можно отчетливо разглядеть коммунистического рабочего или красного воина, который воюет с чем-то империалистическо-черным. Но все гораздо-гораздо сложней и прекрасней.

И вообще – основоположником «Окон»  был совсем не Маяковский, а прекрасный художник Михаил Черемных. Хотя, первое, что вам покажут поисковики это «Окна РОСТА Маяковского». Это неправда. А точней – неверно понимаемый маркетинг. Если лимонад – то «Колокольчик», если пальто, то «Большевичка», если «Окно РОСТА», то Маяковского. Люди сегодня не в состоянии держать в голове больше одного факта, предпочитая интернет как источник мудрости и знаний.  

Да и не назывались они сначала никакими «Окнами РОСТА».  Они назывались «Окна сатиры РОСТА», «Витрины сатиры РОСТА», «Окна РОСТА» и чаще всего просто «РОСТА».  РОСТА – это Российское телеграфное агентство, которое было образовано 7 сентября 1918 года.

Первое "Окно сатиры РОСТА" было посвящено наступлению на Москву войск главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Антона Деникина и поражению коммунистов в Венгрии. Оно содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны. Плакат был создан художником Михаилом Черемных (1890-1962) и поэтом Николаем Ивановым-Граменом (1885-1961). После одобрения ответственным руководителем РОСТА Платоном Керженцевым (1881-1940) в конце сентября 1919 года его разместили в витрине бывшего магазина "Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова сыновей" на углу Тверской улицы и Чернышёвского переулка.  Но вот беда – не осталось от этого самого первого «окна» совсем ничего. Так что тот, кто найдет его на чердаке у бабушки, сразу станет рублевым миллионером. 

И тут мы подходим к вопросу технологии.

То самое первое «Окно Сатиры РОСТА» Михаил Черемных нарисовал в единственном экземпляре – типа оперативный отклик на текущие события в стране и мире. Но формат имел такой успех, что все задумались над тем, чтобы «окна» тиражировать. Типографский способ совсем не подходил – были проблемы с бумагой, с типографской краской, с самими типографиями и в конце концов с оперативностью, несмотря на то, что первоначальная периодичность выпусков была раз в неделю.

К декабрю 1919 года в Москве имелось девять витрин с постоянно обновлявшимися "Окнами РОСТА" - в зданиях на Кузнецком Мосту, Сретенке и др.   Тогда решено было кинуть на проект художников, которые моментально перерисовывали плакаты с «мастер-постера».   При увеличении потребности перешли на трафаретную технологию. Эта технология потом вернулась к нам (а точнее – «к ним») вместе с движением городских граффитистов, например, Banksy.  Эти «Окна» сразу видно – их линии прерывисты, в отличие от «ручных» произведений.  Кстати, при ближайшем рассмотрении  даешься диву – насколько тонко и технологично выполнены эти трафареты – это реальное произведение искусства в строгих технических рамках.  За три часа таким образом удавалось сделать тираж в 300 плакатов.  Это началось в 1920-м году.

Копии моментально выставлялись в витринах, а также на вокзальных агитпунктах и других оживленных местах. "Окна РОСТА" были типа тогдашнего интернета: значительно оперативнее еженедельных общественно-политических журналов, они же дополняли материалы ежедневных газет.

Постепенно исчезло слово «Сатира». Когда государство поняло, насколько мощный инструмент у него оказался в руках, вместо сугубо сатирического подхода, настал вполне серьезный. Тем более, многие трагические события как-то не очень вязались со смешками, даже сатирическими и едкими.  И они стали просто «Окна РОСТА» или «РОСТА» и далее следовал номер.  Но к нашему разочарованию, с нумерацией все очень сложно. Первые выпуски  не имели сквозной нумерации.  Она пришла только  в феврале - марте 1920 года, когда  была введена общая нумерация всех "Окон РОСТА". Весной того же года около 300 экземпляров московских плакатов начали рассылать в 47 местных отделений Российского телеграфного агентства. Наряду с этим, самостоятельный выпуск плакатов наладил ряд филиалов: Одесский (ЮгРОСТА), Омский (СибРОСТА) и др. В Петроградском отделении РОСТА (ПетроРОСТА) в апреле - мае 1920 года был создан специальный плакатный отдел. Его возглавил художник Владимир Козлинский, помощниками которого стали Владимир Лебедев и Лев Бродаты. Они начали выпуск петроградских "Окон РОСТА". Тексты к ним писали сатирики Владимир Воинов и Александр Флит. Петроградские "Окна РОСТА" выставлялись в витринах пустующих магазинов, демонстрировались на заводах и фабриках, в рабочих клубах и воинских частях.  ТАССовские историографы (как правооприемники) нам сообщают , что к началу 1921 года "Окна сатиры" выходили в более чем 50 городах.  Но вот мы собираем по листу Окно РОСТА № 353 с вот таким текстом:  Железнодорожник! Красная армия, защищающая Коммуну страдает от разрухи. Последнюю каплю твоих сил отдай на борьбу с разрухой. Фронт подкрепят поезда и будет близок мир для несущихся к нему на паровозе.»   Какая тут может быть «Сатира»? На кого? И понятно, что у этого плаката (автор

 Амшей Нюренберг [конец сентября - начало октября 1920)  просто написано: «Наркомпрос РОСТА №353». Ни тебе «Окна» , ни тебе «Сатиры».    А многочисленные девелоперы московского проекта на провинциальной сцене -одесские, омские, питерские, дробя успешный бренд , увеличивали охват населения пропагандой, но для исследователя чрезвычайно затруднили нумерацию и аттрибуцию. А ведь мы потом увидим и «Агитокна» в Саратове – весьма мощное течение во время войны, малоизученное столичными  искусствоведами. Увидим мы и «Окна ТАСС», которые в войну сменили агитпроизведения РОСТА.

Что сделал Маяковский? Он упростил формат лубка, которым пользовался Черемных. И предложил в нескольких кадрах концентрировать внимание на разработке одной темы и одной проблемы. Ну и конечно – его поэтический гений позволял очень емко формулировать в очень запоминающейся форме подписи к «Окнам».  Удивительные авторы подключились к созданию подписей. Внезапно , например, выясняется , что много «Окон» написала  Рита Райт (псевдоним Раисы Черномордик из Херсона), которая потом стала Ритой Райт-Ковалевой, основной проводницей западной культуры за «железный занавес» в СССР в виде переводов Сэлинджера, Воннегута и прочих американских авторов (да-да, та самая, которая переводила «гамбургер» как «котлета»).

Буквально все художники, которые выпустили почти две тысячи листов «Окон» - это деятели русского художественного авангарда. И поэтому каждый лист несет на себе отпечаток именно самого передового авангардного искусства. И сам является произведением русского авангарда. Тут даже не поспоришь.

Многие рукотворные произведения были переизданы потом, когда появились какие-то деньги и типографские возможности у Наркомпроса , под которым как раз и действовали группы художников.  Так сегодняшней публике  Окно РОСТА № 241,  которое имело первым листом надпись «Царь голод». (Сья история была в некоей республике-баба на базар плыла, а у бабы бублики…) например, известно в виде типографского тиражного плаката, пересобранного под названием «История про бублики и про бабу, не признающую республики» с большим лого «РСФСР». 

 И оно отчего-то приобрело какое-то невиданное значение:  на текст этого плаката  выдающийся советский композитор Георгий Свиридов написал арию в 1957 году как часть Патетической оратории «Разговор с товарищем Лениным». Мы ее еще застали в исполнении Эдуарда Хиля. Так что не все так просто с этими «Окнами РОСТА».

Это было ярчайшее и уникальное явление в искусстве и в пропаганде, и оно промелькнуло кометой через советский небосовод – к 1921му году все кончилось, как и параллельно закончился роман советской власти с авангардом. 

Через «Окно» прошло удивительное число художников мирового уровня – вплоть до Казимира Малевича. Вот можете себе представить – что где-то в каком-то хранилище лежит «Окно РОСТА», написанное рукой Малевича. Трудно себе представить ценность такого произведения… с любой точки зрения. А скорей всего – лежит…

Проект «Арт-Проп» продолжает публикации уникального собрания из Государственного архива РФ, за что огромное спасибо его директору Ларисе Александровне Роговой.

Сохраним историю страны вместе!