Многогранный Билибин
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Многогранный Билибин

Октябрь 1922 года. На улице Антикхании в самом центре Александрии, в прекрасной мастерской, русский художник профессор Иван Билибин держит в руках письмо. Пишет бывшая ученица Шурочка, оставшаяся в Петрограде. Вдова, семилетний сын и невыносимые условия существования, голод, антисанитария – письмо грустное, даже отчаянное. А вокруг цветут финики, благоухают розы, взятое напрокат пианино еще помнит вчерашний вечер в кругу русских эмигрантов. Иван Яковлевич откладывает письмо и пишет ответ: «Будьте моей женой». 

В отличие от подавляющего большинства тех, кто прибыл 13 марта 1920 года из Новороссийска на корабле «Саратов» в Александрию и оказался в карантинном лагере для русских беженцев, Билибин смог вырваться из нищеты лагерной жизни, и через связи с бывшими российскими дипломатами в Каире получил заказ от греческих магнатов, владевших в Египте сахарными плантациями, которого хватило и на съем мастерской с комнатами и садом и на помощь семье своего старого друга Леонида Чиркова. Первая жена англичанка осталась еще в той жизни, когда Билибин учился в мастерской у Ильи Репина, потом работал театральным художником, там, в Российской империи, родились его дети. Но алкоголь и богемная жизнь часто не совпадают с планами жен, и потому, англичанка сменилась на вторую жену - юную ирландку, которая, так же не выдержав конкуренции с выпивкой, растворилась на рубеже времен. 

В 1905 году антимонархист Билибин поддержал революцию и занялся карикатурами для сатирических изданий – «Жупел» и «Адская почта».  Самой провокационной стала карикатура «Осёл», в котором собственно осёл изображался с царскими регалиями, а в обрамлении были использованы фигуры грифонов, символ правящего дома Романовых. Билибина даже арестовали, «Жупел» закрыли, но крылатые твари не оставили мастера. В 1917 году к власти приходит Временное правительство и Иван Яковлевич рисует эмблему Российской республики. За основу он берет двуглавого орла времен Ивана III, и тут же эмблема входит в историю, как «ощипанная курица», поскольку на рисунке отсутствовали атрибуты царской власти. Социалистической революции Билибин не поддержал и уехал в Крым, где до 1918 года пребывал в пузыре искусства, морских пейзажей, покоя и вина. Дачный кооператив Батилиман – недалеко от Севастополя и Балаклавы был оазисом мира. В то время как неподалеку пьяные матросы в диком количестве и под всеми веществами, которые только можно было найти в порту, показывали на что способен русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Пузырь лопнул, и в 1918 году Иван Яковлевич направляется обратно в Петроград. Дороги перекрыты, Билибин оказывается в Ростове. 

Информационное агентство ОСВАГ  - Осведомительное Агентство Добровольческой армии и Вооружённых сил Юга России – было создано в 1918 году генералом Деникиным с целью информирования населения о Белом движении, для распространения информации о преступлениях большевиков, увековечивания памяти о героях Белого движения, предоставления сведений о текущем положении дел и как конкурент пропаганде большевиков. В центральном аппарате на Садовой улице в Ростове работало больше 250 человек, среди них оказался и Иван Билибин. Агентство издавало несколько газет: «Жизнь», «Народная жизнь», «Великая Россия», литературно-художественный журнал «Орфей» под руководством поэта-символиста Сергея Соколова. Для освещения новостей в тылу и на фронте велась фото- и киносъемка. Для агитаторов и пропагандистов каждый день выпускались «географические карты страны, на которых цветом отмечались все важные события, имевшие отношение к политической и экономической ситуации (транспорт, крестьянские бунты, антиправительственная или антисемитская агитация и т. д.), что позволяло быстро ориентироваться на местности и, главное, показывало явную взаимосвязь между отдельными политическими, экономическими и социальными факторами».  

«С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с «красной» и «белой» сторон, начинаешь понимать, что оба «агитпропа» — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели «Окна РОСТА» со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — «Окна ОСВАГа» с виршами Наживина или «белого Демьяна» рифмоплёта А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — «жида» Троцкого», напишет историк Владлен Сироткин в книге «Зарубежные клондайки России». 

В 1920 году Врангель разогнал агентство, которое под конец ругали и белые и красные, и левые и правые, антисемиты и евреи. Но отдел листовок и плакатов, в котором работали Илья Эренбург и Самуил Маршак, Евгений Лансере и Иван Билибин, оставил свой след в истории. В том числе интересующий нас плакат «Как немцы большевика на Россию выпускали». Рисунок Билибина датирован 1917 годом, по непонятной причине в печать был отдан в 1919 году, мягко говоря с опозданием, поскольку в общественном сознании к этому времени немцы воспринимались скорее как возможное спасение от большевиков и прочего бандитизма. 

На святую нашу Русь

Прилетел заморский гусь:

Полу-змей, полу-ворона,

А на маковке корона.

Что за чудище сидит,

Воет, свищет и шипит?

И, тараща свои бельма,

"Я - орел, - кричит, - Вильгельма!

"Всех хочу я покорить,

Всех согнуть и раздавить!

Пусть немецкий мой солдат

Головой и крепковат,

Но зато как тараканы,

Лезут немцы во все страны.

С голодухи подвывают,

Пиво голое лакают.

Эх, скорей бы нам победа!

Стосковались без обеда!

Будет русский подавать,

Наши ноги целовать!

Там у русского народа,

Говорят, теперь свобода.

Ну так выкинем мы штуку:

Забирем в свои их руки!

Вылезай-ка, большевик!

Поднимай в России крик!

Не вели войскам сражаться,

Зови с немцами брататься!

Бородой своей тряси,

Околесицу неси.

Пусть бранятся, всех ругают,

Все хватают, все ломают,

Пусть все в клочья раздерут!

Мы же будем тут как тут!

Русских голыми руками

Заберем мы с потрохами!

Так валяй же, большевик!

Подымай погромче крик!

И проклятый большевик

Свое дело сделал вмиг:

Поклонился черной птице,

Смуту сеял, фронт открыл,

Всей России яму рыл...

Но напрасны все потуги,

Ошибутся немцев слуги.

Вдруг прозрела наша Русь,

Кличет войску: "Стой, не трусь!

Нет, германскому народу

Не продаст мужик свободу,

Не отдаст своей земли.

Стой, солдат! Врага вали!

Обретешь ты мир и славу,

Коль спасешь свою Державу!"

Еще до закрытия ОСВАГ, Иван Яковлевич Билибин покидает Советскую Россию на пароходе «Саратов», единственном пароходе, который был организован англичанами для вывоза мирного населения из Новороссийска. Его ждет Александрия, Каир, но сначала долгие месяцы в лагере среди больных тифом людей. 

Тем временем в Петрограде, пытаясь избежать закрытия, бывший Императорский фарфоровый завод принимает в свои ряды талантливых художников, которые в попытке подстроиться под трудное время военного коммунизма, ищут новые формы для творчества, неизбежно связанные с агитацией и пропагандой рождающегося строя. Ранний советский фарфор обязан своим обликом художникам, имевшими за плечами обучение в сильных творческих русских школах, и будто соединившими девятнадцатый и двадцатый век. Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая, ученица Николая Рериха, Яна Ционглинского, архитектора Владимира Щуко и Ивана Билибина, окончила школу Общества поощрения художеств, принимала участие в выставках «Мира искусств», также влекомая новой областью творческого познания в 1918 году приходит в мастерские фарфорового завода, который определит всю её судьбу. 

Агитационный фарфор – не только следствие потребности молодой страны в средствах пропаганды, но еще и удивительный дорогой товар на зарубежных ярмарках, который достаточно быстро стал узнаваем и занял свою нишу в среде коллекционеров. Стилистику оформления первого агитационного фарфора придумал глава Художественного отдела завода С. В. Чехонин – контраст агитирующего текста красного или черного цвета с белоснежной поверхностью предметов. Среди революционных символов на тарелках, вождей в пшеничных стогах, серпов и молотов, совершенно иными и фантастическими казались образы, которые несла миру на хрупких фарфоровых стенках Щекатихина-Потоцкая. Сказочная Снегурочка, Конек-Горбунок, русские узоры, музыканты, девица-плясунья, деревенские сцены, уводящие нас в древние времена, театрально-лубочные персонажи, и тут же «Страдание России» - блюдо 1921 года, отражающее боль художника о происходящем в стране. Александра Васильевна как и её учителя часто бывала в экспедициях по городам русского севера, напитывалась мотивами и образами, проникала в суть национальной художественной формы и теперь пыталась соединить казалось бы потерянный мир с революционной реальностью. Но контраст между новым и старым огромен, спустя пять лет работы на заводе, Шурочка пишет письмо своему бывшему педагогу в Египет…

В 1923 году Александра Васильевна едет из Петрограда в командировку в Берлин для ознакомления с местной фарфоровой мануфактурой. Но вместо этого попадает в Египет, где выходит замуж за Ивана Яковлевича Билибина. Спустя некоторое время восточный период для обоих заканчивается, в 1925 году семья переезжает в Париж. Удивительно, но Щекатихина-Потоцкая продолжала поддерживать отношения с ЛФЗ. Её фарфор можно было увидеть в Советском отделе Международной выставки декоративно-художественных искусств в Париже в 1925 году, в составе коллекции завода – на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Милане, на выставках в Москве и Ленинграде. «Ваши учителя – Рерих и Билибин – уже познакомили Вас тогда с легендами и сакральным искусством Вашей Родины, Вы же придали живость и свежесть благородным формулам и писали иконы с натуры» - писал художник-символист Морис Дени в каталоге первой персональной выставки Александры в 1926 году в Париже. Иван Яковлевич держится сказочно-иллюстративной темы и работает над оформлением театральных постановок. Благодаря знакомству с советским дипломатом во Франции Владимиром Потемкиным, в 1934 году Билибин берется за проект для советского посольства. Для парадной лестницы в особняке Hotel d'Estrees, построенном в XVIII веке, художник выбирает символический сюжет - «Микула Селянинович». В 1918 году К. С. Петров-Водкин обращается к этому сюжету для оформления Театральной площади к первой годовщине Октября в Петрограде. На нем изображается богатырь-пахарь Микула и князь Вольга, которые по легенде, объединившись, защищают народ от грабежа и воровства.  В 1918 году было много таких сюжетов – панно С.В.Герасимова на левом крыле бывшей Городской Думы, например - «Крестьянин даст рабочему хлеб - рабочий даст крестьянину мир». В 1934 году этот союз народа и власти в древнерусских символах на стене особняка советского посольства во Франции означал несколько другое – СССР готов вести диалог с внешним миром. СССР готов работать с бывшим сотрудником белогвардейской пропаганды, СССР готов простить. В 1935 году СССР выдает советский паспорт художнику Ивану Яковлевичу Билибину. В 1936 году семья возвращается в Ленинград. 

Оба продолжают работу – Александра попадает обратно на ЛФЗ в момент поиска художественного решения для товаров массового потребления. Благодаря художникам старой школы, мирискусникам, в соединении практичности и изобразительного искусства была сохранена виртуозная техника письма и графическое мастерство. Иван Яковлевич, несмотря на профессорскую работу, иллюстрации, театр, с головой уходит в оформление книги «Слово о стольном Киеве и русских богатырях» – сборнике русских былин, составленных этнографом Николаем Водовозовым. Не оставляет своих богатырей Билибин и в блокадном Ленинграде. Пишет и после того, как в их с Шурой дом попадает авиабомба, в холодном общежитии. Образ древнего русского воина с ним до последней минуты. «Из осажденной крепости не бегут – её защищают!» - так ответил русский человек Иван Билибин на предложение эвакуироваться из неживого почти города. 

Билибин умер от истощения 7 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Во время войны Шурочка создает две монументальные работы – вазы «Дмитрий Донской» и «Александр Невский». Увековечив на хрупком материале двух русских, не советских, воинов, двух русских князей, двух православных святых. 

Из последнего письма И.Я.Билибина в дирекцию Всероссийской Академии художеств: «Работа продолжается... Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом...»

В 1977 году в залах ленинградской организации Союза художников РСФСР прошла выставка, посвященная наследию И.Я.Билибина и А.В.Щекотихиной-Потоцкой.