То, что будет
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

То, что будет

Для того, чтобы понять, из какой внутренней мощи ранних русских художников 20-го века произошел революционный прорыв агитационного искусства, просто для начала прочтите этот манифест 1913 года, который написали художники Ларионов и Зданович в журнале «Аргус». Хотя бы потом, что так уже никто не пишет, да и не сможет. Более того, современный молодой читатель, привыкший к примитивным интернет-вокабуляриям, поначалу даже не поймет, почему тут слова используются именно в таком порядке. А уж для понимания, придется все-таки прочесть не один раз. Ловите:

«Исступленному городу дуговых ламп, обрызганным телами улицам, жмущимся домам — мы принесли раскрашенное лицо: старт дан, и дорожка ждет бегунов.

Созидатели, мы пришли не разрушить строительство, но прославить и утвердить. Наша раскраска ни вздорная выдумка, ни возврат — неразрывно связана она со складом нашей жизни и нашего ремесла.

Заревая песнь о человеке, как горнист перед боем, призывает она к победам над землей, лицемерно притаившейся под колесами до часа отмщения, и спавшие орудия проснулись и плюют на врага.

Обновленная жизнь требует новой общественности и нового проповедничества. Наша раскраска — первая речь, нашедшая неведомые истины. И пожары, учиненные ею, говорят, что прислужники земли не теряют надежды спасти старые гнезда, собрали все силы на защиту ворот, столпились, зная, что с первым забитым мячом мы — победители.

Ход искусства и любовь к жизни руководили нами. Верность ремеслу поощряет нас, борющихся. Стойкость немногих дает силы, которых нельзя одолеть.»  

Ух, пробирает до костей. Как хорошая поэзия. Но, чтобы не тратить место на нашем сайте, мы полностью выложили текст на паблишинговой платформе (1).  

На самом деле выдающийся русский авангардист Михаил Ларионов пишет тут вроде бы про свою новую акцию – когда художники его круга раскрашивали друг другу лица – в буквальном смысле слова – словно наносили боевую раскраску как примитивные племена в джунглях далеких стран. А с другой стороны – описывает пришедший в Россию новый небывалый стиль – «футуризм». На что, собственно, указывает пассаж:  «Исступленному городу дуговых ламп, обрызганным телами улицам, жмущимся домам». Это же ответ на «Обоснование и манифест футуризма», который опубликовал беглый итальянец Филиппо Томмазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» в 1909м году. Там были такие строки: «мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещённых электрическими лунами». Да – электричество тогда было невероятным прорывом в будущее, отсюда столько художественного внимания к его искусственному свету.  А дальше в манифесте содержится много букв, которые могут шокировать нынешнего читателя, привыкшего метаться между обтекаемыми политкорректными формулировками в официальных источниках и хейт-спичами в социальных сетях и даже не видит в этом никакого противоречия.

«Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишённое агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

Группа Sex Pistols – икона панк-движения 1970х рядом – просто детский утренник в сельском клубе рядом с таким манифестом.

Казалось бы, после такой заявки  футуристическое искусство должно было бы являть какой то страх и ужас и апофеоз траншейной войны в стиле Отто Дикса и всех немецких экспрессионистов сразу – чтобы захотелось пойти и смыть в душе копоть разорвавшихся снарядов. И подать сантим ветерану Первой Мировой с оторванными ногами на углу Шонхаузер Аллее. Но таки нет – футуризм оказался удивительно ярким, по настоящему красивым и динамичным искусством. Которое предрекло миллион новых решений, что придут потом с новыми, в том числе - электронными технологиями. Когда первое, что хочется спросить – как автор своими человеческими глазами так смог проанализировать движение тел механизмов и природы, не имея технологии мультикамерной съемки, быстрых компьютеров, дронов и «Луны-25»?  Оказывается – может.  Футуристы были одними из многих авангардных направлений, которые, несмотря на всю свою грозную риторику («война, разрушим, борьба, умереть» и тд) вдруг показали, что человек может всё. И за человеком – будущее. Именно поэтому в России футуристы почти поголовно встали на сторону революции.

И да – знаменитое «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности» - это манифест русских футуристов. И что – кто реально попытался отменить Пушкина с Достоевским? Это точно были не мы, а наши нынешние враги.

Даже Маяковский решил, что теперь он футурист и вырядился в дурацкую желтую кофту и повесил себе на грудь натуральную морковочку. Эти странные кофты вообще были must have каждого, кто представлял себя русским футуристом.   Как писала «Петроградская газета» в 1915 году: «Среди присутствовавшей на вечере «Студии Вс. Мейерхольда» публики обращали на себя внимание несколько футуристов, из которых один был, несомненно, «гвоздем» вечера. Этот господин гулял по залу в каком-то вычурном жакете и полосатых брюках. Поверх костюма футурист повесил на себя длиннейшую дамскую панцирную золотую цепочку для часов. В довершение всего в руках у этого субъекта была огромная дамская муфта «под соболь», с которой он не расставался весь вечер».  

Ну, вы уже поняли, что в наше время, как бы ты не вырядился, до тебя это сделал сто двадцать лет назад какой-нибудь художник и не один. Какую бы дамскую сумку ты не перекинул через свое мужское плечо, думая, что ты - невероятно оригинальный, с этой сумочкой по Невскому уже гулял футурист в 1915 году.

Потому что футуризм, как таковой, был не просто палитрой красок и ворохом линий, это было новое мировоззрение – философия общества, нацеленного в будущее. Именно поэтому футуристические взгляды во многом совпали с идеями большевистской революции 1917 года. А в Италии – с идеями итальянского фашизма, который тогда был враждебен становлению немецкого национал-социализма.  А потом эти идеи подхватили и национал -социалисты.  Это весьма тонкий лед, но именно эти внутренние течения показывают, например несостоятельность риторики новых левых «снежинок, радуг и единорогов», которые на свой манер калечат историю, промывая мозги публике насчет того – кто «правый», а кто - «левый». И это – отдельный разговор. На который мы не будем звать представителей эко-террористов «Последнего поколения» и «Пятница за будущее».

Иногда и там, и там работали одни и те же авторы, либо авторы, связанные друг с другом дружбой и солидарностью поверх государственных границ – у них была своя, отдельная от лидеров идеология. Они сами себе были лидерами.

За стремление быть лидером очень сильно доставалось именно Михаилу Ларионову. И с Владимиром Татлиным он разругался примерно та той же почве. И в расколе группы «Бубновый валет» его обвиняли – дескать он хотел сам возглавить какую-нибудь яркую и громкую группу художников. У него получилось творческое объединение  «Ослиный хвост».  Он сам прошел очень быструю эволюцию во всех модных жанрах и в конце концов придумал «лучизм» - одну из самых ранних форм абстрактного искусства.  

Абстрактная живопись вообще одно из самых сложных видов живописи, хотя бы потому что обычно публика не в состоянии отличить реально выдающееся произведение от самой банальной халтуры. Но есть один принцип – реальное абстрактное искусство никогда ничего не берет «с потолка» - а подчиняется строжайшим законам живописи, физическим законам, законам построения света и цвета, композиции и линии с пятном.  

Почему «лучизм»? потому что работы Ларионова – созданы по законам отражения лучей света от физических поверхностей. То, есть строго по физике.  Потому что, если кошка ударит лапой по клавишам, то авангардной музыки не получится – авангард в музыке еще более подчиняется законам, в том числе и физическим – законам формирования и прохождения звука.   Так что, казалось бы, внеполитический, абстрактный лучизм Ларионова – это лаборатория новых возможностей красок, цвета, композиции – и это все было использовано потом уже и в так называемом идеологическом, агитационном, пропагандистском искусстве – в том числе и в оформлении большевистских праздников.  Хотя сам Ларионов, будучи раненным офицером в Первую мировую, вместе с женой переместился в Париж, и в самой революции совсем не участвовал. Ни с какой стороны.

Но в 1907м году Ларионов с своей женой Наталией Гончаровой привлекли братьев Бурлюков – Давида  и Владимира к созданию группы «Венок – Стефанос», где были также Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Владимир Баранов-Россине. Все они – радикальное крыло, противопоставившее себя группе «Голубая Роза» с ее русско-французской тусовкой эстета Николая Рябушинского.   А потом Бурлюкам и этого радикализма стало маловато. В конце концов они и стали первыми русскими футуристами, а вовсе не автор  «Манифеста» Ларионов. Про Бурлюков мы расскажем отдельно.

Но нельзя пройти мимо кубофутуристов-«будетлян», которые собрались вокруг художника и музыканта Михаила Матюшина в Питере. Матюшин был не просто «музыкантом» - он, на минуточку, скрипка Придворного оркестра русского царя.  А в 1908-1910 начал вместе с женой собирать у себя дома фантастических персонажей – Велемира Хлебникова, Давида Бурлюка, Василия Каменского. И словечко «будетлянин», которое придумал  уникальный писатель-поэт Хлебников идеальный перевод слова «футурист» - человек обращенный в будущее -которое «будет». Вы все еще тут, а будетлянин он уже практически «там» в будущем – всеми мыслями и талантом. Ну, а телом тут, с нами за столом у Михаила Матюшина в квартире на улице Песочной.   Матюшин организовал издательство и опубликовал около двадцати футуристических трудов. И он, будучи очень глубоким и образованным человеком, воспользовался новым течением для того, чтобы проработать еще глубже принципы света, цвета, формы в произведениях искусства. Более того – он развивал теорию «расширенного смотрения».  Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30—60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре. Идеи "расширенного смотрения" применялись художником в его направлении, пространственный реализм, созданного в 1916 — 1926 годах.   По сути – все тот же проход сквозь тернии в будущее – с новым взглядом.

В период работы Матюшина в ГИНХУКе (где он заведовал отделом органической культуры, а Татлин – другим отделом, а директором у них был Малевич) группа «Зорвед» проводила исследования в области воздействия цвета на наблюдателя. Михаилом Матюшиным и его учениками были сделаны выводы о некоторых общих закономерностях изменяемости цвета и формы:

Цвет играет формообразующую роль: теплый цвет «смягчает», округляет острую форму, холодный цвет округлую форму — заостряет.

Изменение цвета и формы в зависимости от расширения угла зрения.

Усиление цветности формы и среды при условии движения этой формы в данной среде.

Изменение цвета во времени, когда огромную роль играет дополнительный цвет, вызывающий в свою очередь второй дополнительный, третий и т. д. (дополнительным Матюшин называет цвет индукции).

Роль движения в повышении энергии цветности.

Возникновение между цветным объектом и средой, в которую он помещен, третьего цвета — сцепляющего. Он разрешает сложные пространственные соотношения цветов, уравновешивает их на живописной плоскости, дает объемную выразительность без употребления светотени, очищает цвета, создавая их свечение.»

Так же известно, что выводы из опытов фиксировались на таблицах, которые экспонировались на отчетных выставках отдела в ГИНХУКе в 1924, 1925, 1926 годах. Специально для показа за границей были выполнены планшеты. Последние таблицы-выводы были сделаны в 1930 году для выставки в Ленинградском Доме искусств. В 1932 году был издан «Справочник по цвету». Эти исследования легли в основу органического направления в русском авангарде XX века.

Вот как. А всего лишь начали с посиделок за столом у семьи Матюшина с хулиганами Бурлюками да Хлебниковым.

У нас за спиной – фантастическая история искусства. И мы ничего не забудем. Хотя бы потому, что мы живем в том будущем, о котором они мечтали.

Игорь Мальцев.