От Победы  до XX съезда
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

От Победы  до XX съезда

Сегодня рассказываем о послевоенном периоде агитационных плакатов. Разберем, какими стали посылы, в чем нуждалось советское общество и какие задачи вообще решало государство после 1945 года. 

 

Даже в рамках обозначенного периода многое менялось, поэтому имеет смысл рассматривать более мелкие промежутки времени по очереди. Начнем с описания контекста, затем перейдем уже непосредственно к примерам.

Общество после войны

 

Советский народ пережил страшную трагедию, которая нанесла травму всем без исключения жителям. Для того, чтобы хоть как-то от нее оправиться, нужен был длительный реабилитационный период. Соответственно, запрос общества был на мир, созидание и демонстрацию образа советского человека как великого воина и гражданина великой страны. 

 

Советскому человеку, с одной стороны, хотелось обычной мирной жизни и уверенности в завтрашнем дне, а с другой — ощущать гордость за победу и непоколебимую силу духа.

Задачи государства после войны

 

Само собой, государство решало свои задачи. Да, война закончилась, но послевоенные периоды всегда очень сложны: фокус возвращается на многогранную внутреннюю политику. Истощенный советский народ нужно было излечить от посттравматического синдрома, уверить в завтрашнем дне, отблагодарить за победу и при этом восстановить экономику. Обо всём по порядку. 

 

«Вылечить» народ

 

Как мы уже сказали, советские люди пережили самую страшную катастрофу 20 века, оправиться после которой было практически невозможно. Советская власть должна была показать, что отныне мир и созидание — главные цели и задачи общества. Нужно было показать людям, что они могут быть спокойны за завтрашний день.

 

 

Возродить экономику

 

Миллионы потерь в годы войны, разрушенные города, необходимость демилитаризации экономики — всё это то, с чем советской власти пришлось иметь дело после войны. Опять же, представьте себе: убитый горем и уставший советский народ нужно убедить пойти отстраивать заново города и дороги. 

 

Безусловно, люди ощущали и духовный подъем от победы, но все же были такими же обычными людьми со своими переживаниями. Непросто было сразу же убедить их в том, что они снова что-то должны.

 

Кроме того, нужно было преодолеть грандиозную демографическую катастрофу. А для этого, опять же, необходимо показать, что завтрашний день будет мирным и спокойным. Иначе люди просто не будут рожать детей, находясь в постоянном страхе и тревоге. 

 

Заводы и предприятия должны были возвращаться к мирному производству. Чтобы развернуть экономику с «военных рельс», тоже важно было поднять и мотивировать людей. 

 

Обозначить новый статус во внешней политике

 

СССР — страна, победившая нацизм и освободившая от него Европу и нужно сделать так, чтобы все об этом знали и помнили. Государству нужно было подчеркнуть величие советской власти и народа, а также показать эффективность коммунистического строя всему миру. 

 

Послевоенный период — пик популярности идей коммунизма в других странах. Компартии в Западной Европе и США еще никогда не имели такой поддержки. Развить этот успех — тоже одна из задач советской пропаганды того времени. 

 

При этом нужно было сконцентрироваться именно на величии и достижениях внутри страны, а не противопоставлять себя внешним врагам. По сути показать, что идеи Страны Советов — единственное, что ведет мир к процветанию, созиданию и жизни без войн.

Одновременно изменился статус бывших союзников по антигитлеровской коалиции. На территориях Германии, подконтрольных Англии и США началось строительство послевоенной Германии, враждебной СССР. Отсюда – множество карикатур и рисунков про реваншизм, про возрождение фашизма. Аудитории было сложно воспринимать такое предательство бывших союзников. Тем не менее, взрыв левого терроризма в ФРГ в виде RAF было обусловлен именно тем, что практически все нацистские судьи остались на своих местах, а новую немецкую разведку создавал гитлеровский топ-офицер Гелен под руководством американцев. Но это стало в СССР известно широким массам гораздо позже. Тем не менее, в рисунках и плакатах эта мысль просачивалась.

 

Не забыть о величии Сталина

 

Советские города и экономику восстанавливали простые рабочие, но власть не могла отдать им все лавры. Необходимо было подчеркнуть, что именно мудрость и величие Иосифа Сталина сначала помогли выиграть войну, а теперь помогут стране вернуться к мирной, светлой и счастливой жизни.

 

Агитплакаты с 1945 до конца 40-х годов

 

Рассмотрев общественно-политический контекст, мы можем перейти к самим агитплакатам. Фокус тех лет был исключительно внутриполитическим, приведем примеры работ того времени, показывающие, как достигались все цели, обозначенные нами выше.

 

 

Новые плакаты стремились показать, что у советских детей будет счастливое будущее, что государство о них позаботится. С этой целью также использовали образ женщины. Материнство и детство — символы мирной жизни и созидания. Как мы уже говорили, стране, помимо прочего, нужно было выходить из чудовищной демографической ситуации. 

 

Конечно же, государство не могло поднимать в агитацию тему нехватки мужского населения. Поэтому женщина была одновременно и матерью и труженицей, для которой труд — это счастье. Необходимо было донести красоту и достоинство новой советской женщины.

 

Тема социалистического соревнования, новых рекордов строительства и добычи часто поднималась именно к годовщинам Октябрьской революции, съездам партии и окончаниям пятилеток.

 

Идея коммунизма оставалась ключевой идеологией, по которой должен был жить каждый гражданин СССР. Жить по-коммунистически значит отдавать всего себя трудовой деятельности и стремиться к самосовершенствованию каждый день.

 

Конечно, не обходили стороной и культ личности Сталина. Его популярность была практически на пике, после окончания войны его лицо можно было увидеть на десятках агитплакатов. Само собой, в 50-е, уже после знаменитого XX съезда такого уже не будет.

Что изменилось в агитплакатах в конце 40-х годов

 

В конце 40-х акцент агитации постепенно начал сменяться. Плакаты, описывающие бурное развитие страны в послевоенные годы сохранился, но всё чаще стало проявляться противопоставление коммунизма капиталистическому обществу. На таких плакатах красочно преподносились социальные, политические, экономические и культурные успехи социализма, на фоне провалов капитализма.

 

Да, формально «холодная война» началась уже в 1946 году после речи Уинстона Черчилля в Фултоне. Тогда премьер-министр Великобритании сказал, что отношения с СССР можно строить только из позиции военного превосходства англоязычных стран и выбрал своим главным союзником США. Это неудивительно: на тот момент Штаты были единственным обладателем ядерного оружия, меньше остальных пострадали от войны из-за нахождения на другом континенте, а еще смогли заработать, предоставляя технику по ленд-лизу. Таким образом, меньше, чем через год после окончания войны СССР уже был объявлен главным врагом мира.

 

Советские агитплакаты начали появляться уже тогда, но эта тема была далеко не главной — в тот момент идеологам и художникам хватало смыслов для коммуникации с народом: нужно было восстанавливать страну и морально выводить народ из всего, что было пережито во время войны.

 

Ближе к концу 40-х годов общество постепенно отходило от ужасов войны и привыкало к мирной жизни. Нужны были новые смыслы, одним из таких оказалось противостояние с капиталистическим обществом. У нас: новые заводы, рекорды производства, счастливые семьи и дети, прекрасные больницы и школы, первомайские шествия. У них: безработица, бедные люди, издевательства богатых над бедными, социальное неравенство и антиправительственные демонстрации.

 

Противостояние двух мировых систем продлилось до окончания «холодной войны», а историки до сих пор спорят о том, насколько правдиво на самом деле показывались на плакатах события и социальные явления. 

 

 

В.Корецкий, 1948 год. Один из самых знаменитых плакатов о противостоянии капитализма и коммунизма. Акцент сделан на том, насколько высокое искусство не интересует американское общество и как тяжело пробиться истинным талантам в условиях материалистического мира.

 

 

Стоит признать, что способ был выбран очень эффективный. Советский народ еще очень живо помнил, что за собой несет война. Более страшного образа для советского человека не существовало. 

 

На плакате 1956 года Б.Ефимова и А.Лаврова та же тема: мечты Запада о мировом господстве путем войны в то время, как советский человек занят строительством своего государства.

 

Расовое неравенство — еще один повод для критики западного мира на советских плакатах. СССР был межнациональным государством, где равенство народов было закреплено в Конституции и постоянно подчеркивалось. Конечно же, это отражалось и в искусстве пропаганды. 

 

Темы равноправия и многонациональности поднимались на всех типах плакатов: детских, спортивных, выборных и индустриальных. Главная мысль: в социалистической стране неравенства быть просто не может.

 

Количество локальных конфликтов по всему миру нарастало, а значит росло и противостояние двух идеологий. Каждый следующий конфликт бурно освещался пропагандой, показывая оппонента в максимально неприглядном свете. Одной из первых стала война в Корее.

 

Конечно, тематика плакатов тех лет не ограничивалась только политикой, задачи внутренней политики никуда не делись. Тема войны в пропаганде немного отошла на второй план, но строительство, индустриализация, равноправие и прочие социальные вопросы все еще были крайне актуальными. 

 

Тем не менее, даже в плакатах, подчеркивающих успехи Советского Союза находилось место для «уколов» капиталистов. Например, в 1954 году была открыта Обнинская АЭС, что позволило заявить о лидерстве в ядерной энергетике. Плакат, посвященный мирному атому сделал Вениамин Брискин.

 

Несмотря на множество примеров, наша статья охватила только часть плакатов, которые были созданы художниками того времени. Некоторые историки считают, что плакаты того времени не достигли своей цели, потому что коммунистические идеи так и не проникли на запад полноценно. 

 

Однако советский народ справился с тем, чтобы построить страну заново после войны. Безусловно, работы художников-плакатистов помогали людям сохранять боевой дух и справляться в тяжелое время. 

 

Также в искусстве пропаганды достаточно остроумно и точно подчеркивались пороки и недостатки западного мира. Да, порой с преувеличением, но в откровенной лжи упрекнуть авторов все же не получится. 

 

Следующим этапом в развитии плакатного искусства СССР будет «оттепель» Хрущева после знаменитого XX съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина. Само собой, такие крупные политические изменения сильно повлияли на искусство. Но об этом имеет смысл рассказать отдельно.