Освободи!
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Освободи!

Про таких говорят: «Светлый человек!» Ровесник века (родился в 1904-ом) Выпускник ВХУТЕМАСА/ВХУТЕИНА, ученик Герасимова и Щербинского. Художник по тканям (много лет занимался текстилем и даже обоями), талантливый живописец, один из лучших теннисистов СССР (его божественная «Теннисистка» (35-ый) — шедевр и дань поклонения творчеству Александра Дейнеки). Что сам Федор Антонов вспоминает о своей молодости?

«Посещал я тогда с удовольствием выступления Маяковского, встречался с Есениным, бывал у Гиляровского, знал Нестерова, Куприна, Петрова-Водкина, Кончаловского, работал с Мейерхольдом, дружил с Дейнекой... ...слушали диспут Луначарского и Введенского о материалистическом и идеалистическом миропонимании... Репетиции в театре Мейерхольда были для нас своеобразными университетами. Хотелось успеть повсюду...» Он повсюду и успевал. Объездил всю страну за предвоенные 30-ые, его картины того времени, в основном про молодёжь, полны жизненных сил — иначе и не скажешь. А потом пришла война...

«...В Москве была чудная погода, наполненная теплом и светом, я должен был пойти на спортплощадку, и вдруг жизнь мгновенно повернулась на 180 градусов... Придя в мастерскую, я отвернул начатые холсты и, как многие другие, записался добровольцем в ополчение...» Но на фронт Антонова не пустили — он работал в «Окнах ТАСС», постоянно выезжал на фронт для зарисовок и поиска сюжетов — свой вклад в Победу он внёс плакатами. От них и посейчас разрывается сердце.

«Сын мой! Ты видишь долю мою... Громи фашистов в святом бою!» (42-ой) — образ единой матери, единой судьбы — с крохотным узелком пожитков, на пепелище... «Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам» (42-ой) — фронтовики вспоминали что от таких плакатов зубы стискивали до крошева, потому и правы были Симонов и Эренбург, — «Убей немца!» «Я хочу жить!» (43-ий) — плен, неволя — сколько угнано было фашистами нашей молодёжи, сколько сгинуло в рабском аду.

И совсем необычный, пронзительный — будто бы весь мир остановился на мгновенье: «Спасибо Красной Армии — освободительнице!» (45-ый) — рука пожилой женщины замершая в крестном знамении  на левом плече, взгляд устремлённый в небо, силуэт храма, советские танки в освобождённом городе. молитва о спасённой Жизни на Земле.