Мы требуем!
zoom_out_map
chevron_left chevron_right

Мы требуем!

14-го ноября 1917-го в революционной России учреждён Народный Комиссариат государственного призрения (именно так), при нём создан Отдел по охране материнства и младенчества (ОММ) первоочередной задачей которого в буквальном смысле слова является спасение новорожденных. Детская смертность невероятно высока. В Москве и Петрограде она достигает 27% от всех родившихся, в провинциях до 40%.

Предпосылки понятны — наследие царской России, где вопрос с детской смертностью стоял необычайно остро и где на I Всероссийском съезде врачей (1912) обсуждались вопросы «критически низкого социального положения большего числа матерей, а так же весьма скудные усилия прилагаемые к их просвещению в деле ухода за новорождёнными». Однако дальше разговоров мало что пошло — Первая Мировая на всём поставила точку.

Большевикам было не до «царских» сантиментов — нет детей, нет и будущего. Возглавляет Народный Комиссариат Александра Коллонтай, женщина более чем решительная и потому уже 30-го января 1918-го все учреждения Страны Советов имеющие отношение к матери и ребёнку передаются в ведение ОММ «с возложением всей полноты ответственности по охране материнства, как социальной функции женщины и по охране младенчества, как прямой функции государства».  К концу 1918-го в России 28 учреждений ОММ (ясли, консультации, дома матери и ребёнка, молочные кухни, приюты для грудных детей). К концу 1920-го — 1 500. Рост стремительный, результаты впечатляют год от года.

И тут советский плакат (это первое революционное десятилетие — эксперименты в моде и в чести) наносит окончательный и смертельный удар пережиткам прошлого выводя на демонстрации и митинги протеста «за светлое будущее» — детей и младенцев!

Смешной и трогательный плакат Александры Соборовой (художник и иллюстратор детских книг): «Неделя охраны материнства и младенчества» (1923) — какие лозунги несут деточки! — «Дайте нам разумных отцов. Не хотим мух. Не целуйте меня в губы. Давайте нам грудное молоко» — и дальше в том же духе. 

Агрессивный и эпатажный плакат Алексея Комарова: «Митинг детей» (1923) — настрой у младенцев — не приведи Бог! «Акушерок, а не бабок! Груди матери!»

Бабок Советская власть убрала.